Как победить зеленого берета ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ Наше общество переживает критические моменты своей истории. Радикальные преобразования идут во всех сферах, в том числе и в военной. Изменения в армии начались с 1987 года. На сегодняшний день — это новая оборонительная доктрина, сокращение и вывод войск с иностранных территорий, попытка конверсии и некоторые меры. А вот глубинные процессы, влияющие на боеготовность войск, на их физическое и психологическое состояние, пока не затрагиваются. К ним, например, относится развитие в армии рукопашного боя. Вначале немного истории. Он возник в древности как необходимость защищаться от хищников и враждебных племен. Борьба за выживание вынуждала человека многому учиться у животных и у природы вообще. Так, на Востоке до сих пор сохранились стили тигра, богомола, обезьяны, змеи, орла, цапли и т.д. А в технике поединка используются такие понятия, как «огонь», «вода», «воздух», «дерево» и другие. В Русском государстве также издревле существовали богатые традиции единоборств. К сожалению, русские письменные источники времен язычества почти не сохранились. Однако есть описания греческих, римских и арабских историков, богатые археологические раскопки, подтверждающие высокий уровень боевого искусства русских ратников. В христианской восточнославянской летописи «Повести временных лет» рассказывается, помимо прочего, и о военных походах князя Киевского Святослава. В частности, в лето 6479-е (971-е) против 10 тысяч русских воинов греки выставили 100-тысячное войско. Силы были явно не равны. И сказал Святослав: «Уж нам некуда деться; волей-неволей придется стать против, да не посрамим земли русской, но ляжем здесь костьми, мертвые ведь не будут иметь позора; если же побежим, то позор будет на впереди вас; если моя голова ляжет, то подумайте о себе». И сказали воины: «Где твоя голова ляжет, тут и мы свои головы сложим». Святослав одержал победу, греки бежали. Это говорит о высоком воинском искусстве дружины Святослава, о незаурядном мастерстве каждого воина. Сражение начиналось обычно с обстрела войск противника еще до непосредственного контакта с ним. В ход шли стрелы, копья, камни. Однако исход схватки решался в ближнем бою с применением мечей, сабель, топоров, кинжалов. В каждой русской дружине были особо подготовленные воины, которые использовались для разведки, в засадах, в дерзких ночных налетах на вражеский лагерь, для охраны важных объектов. Они умели маскироваться практически в любой местности (в лесу, в степи, в воде), в совершенстве владели оружием и техникой рукопашного боя, могли подолгу находиться под водой, дыша через ножны меча или камыш, бесшумно и бесследно передвигаться, знали, как заживлять раны и вообще лечить людей. Письменные источники шведов, венгров, немцев, поляков не раз отмечали наше национальное своеобразие ведения рукопашного боя, называя его «русским обычаем», «русским ладом» или «русским боем». Нередко перед сражениями происходили схватки богатырей. Русские богатыри обладали исключительной силой и умением. Народ их любил и уважал, называя «людьми божьими». До сих пор во многих местах России поют песни, рассказывают былины и легенды о богатырях. На Руси обучение единоборству начиналось с раннего детства. Когда в семье князя или дружинника рождался сын, ему дарили меч. При достижении юношеского возраста опытные наставники посвящали его в воины. При этом юноша сдавал своеобразный экзамен по владению различными видами оружия. Одним из великолепных воинов, о котором мы знаем из хроник, был Евпа- тий Коловрат. Когда в 1237 году хан Батый разорил Рязанское княжество, русский воевода собрал дружину из 1700 человек и начал один за другим уничтожать ордынские отряды. Наконец, крупное войско окружило дружину, но уничтожить ее в открытой сеч-е не смогло — татаро-монголы несли крупные потери, а русский отряд все держался. Сам Евпатий Коловрат одним ударом меча разрубил всадника вместе с лошадью. Тогда хан, по совету китайца, приказал забросать воинов камнеметными машинами. Предание гласит: Батый, пораженный удалью и храбростью дружинников, распорядился захоронить их с воинскими почестями. Известно, что в русских монастырях также знали и ценили искусство рукопашного боя. Нередко там готовили сильных и искусных бойцов. Память народная не забывает подвиг монаха Пересвета, который в 1380 году на поле Куликовом сразил одного из лучших ордынских поединщиков Челубея. В русском войске всегда бережно хранились старые боевые традиции. Они передавались «из уст в уста», а позже нашли отражение в специальных руководствах и наставлениях. В вышедшем в 1677 году воинском уставе «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» значительная часть посвящена рукопашному бою. Выдающиеся русские полководцы придавали ему большое значение, несмотря даже на распространение огнестрельного оружия. Например, Александр Васильевич Суворов требовал учить солдат без «жесткости и торопливости, с подробным растолковыванием и показанием» каждого приема. «Пуля дура, а штык молодец»,— говорил полководец. Те же традиции продолжал и герой войны с Наполеоном Михаил Илларионович Кутузов. Он требовал: «Каждый офицер должен личным примером воодушевлять людей в рукопашных схватках». В дальнейшем обучение рукопашному бою дополнялось и видоизменялось, в соответствии с требованиями времени. В»апреле 1907 года появилось новое руководство «Обучение штыковому бою». В 1924 году вышла серия из 9 книг «Физическая подготовка ОРЩА и допризывной молодежи». На основе этих и других разработок возникло самбо — вначале как боевое единоборство, а впоследствии в СССР и за рубежом как популярный вид спорта. К сожалению, именно прикладная или боевая часть самбо в наше время осталась незаслуженно забытой. Сегодня она — удел очень ограниченного круга специалистов. Надо признать, что многое из вековых отечественных традиций рукопашного боя утрачено. В 60-е годы в различных регионах страны стали появляться группы энтузиастов, пытавшихся научиться новому виду единоборства — каратэ-до. Его в основном демонстрировали иностранные студенты, обучавшиеся в советских вузах, а также некоторые наши специалисты, работавшие за рубежом и овладевшие там основами каратэ-до. К сожалению, очень быстро оно стало контролироваться несколькими десятками дельцов, для которых самой важной была коммерческая сторона. Вместо глубокого постижения каратэ-до как феномена общечеловеческой культуры и подлинного искусства, в большинстве случаев основной упор делался лишь на изучение формальной техники и примитивное ведение поединка. В 1978 году ввиду огромного количества различных групп Спорткомитет СССР издал приказ «О создании комиссии по борьбе с каратэ». Ее составили представители крупнейших коммерческих школ, сложившихся в тому времени в нашей стране. В результате, руководству Госкомспорта был навязан ошибочный курс на создание единого стиля каратэ. Были объявлены вне закона получившие в то время широкое распространение ушу, айкидо, таэквондо, вьетводао и другие. В Вооруженных Силах стал культивироваться некий суррогат восточных единоборств. Мы теперь знаем, что это привело к появлению так называемых «подпольных» секций и групп, в том числе и в армии. В 1981 году для ликвидации подпольного каратэ были введены в Административный и Уголовный кодексы РСФСР и союзных республик статьи (ст. 177 АК РСФСР, ст.219-1 УК РСФСР), предусматривающие ответственность за«нару- шение правил обучения спортивному каратэ» и за «самовольное обучение каратэ». Соответствующий приказ появился и в армии. На официальном уровне каратэ стало уделом немногих армейских спортивных клубов, некоторых подразделений Воздушно-десантных войск, МВД и КГБ. Притом каратэ постепенно трансформировалось в рукопашный бой с узконаправленной целью — уничтожение противника либо приведение его в беспомощное состояние. Для армии это, видимо, допустимо. Но, к сожалению, и гражданскую молодежь обучают именно этому виду единоборства, так как он не требует высокой компетентности и педагогического мастерства инструкторов и служит надежной ширмой для недобросовестных людей. В настоящее время в армии существует несколько направлений рукопашного боя. Как правило, все они базируются на технике восточных единоборств с той или иной долей бокса, отечественного самбо и еще неизвестно чего. Совершенно игнорируется изучение и переосмысление философских, морально-этических, оздоровительных, прикладных и других аспектов восточных единоборств, способствующих гармоничному развитию личности. Следует, однако, отметить предпринимаемые в последние годы положительные попытки развития методики обучения личного состава некоторым видам единоборств. Такая работа ведется Федерацией рукопашного боя СССР, Военным институтом физической культуры (С.-Петербург), спортклубом Воздушно-десантных войск, некоторыми военными академиями. Вместе с тем это только начало большой работы. Пока она носит лишь косметический характер и существенного влияния на боевую готовность частей и подразделений не оказывает. Чтобы не быть голословным, сошлюсь на пример из собственной жизни, тем более что он типичен для большинства офицеров бывшей Советской Армии. С самого начала отмечу — более чем за 20-летний период офицерской службы в армии занятий по рукопашному бою со мной никто не проводил. Правда, было одно исключение. В начале 70-х годов часть готовилась сдавать инспекторскую проверку Главкому Сухопутных войск. Стало известно, что наряду с другими дисциплинами при сдаче физической подготовки предстоит продемонстрировать приемы рукопашного боя. Я оказался в составе подразделения, выделенного для проверки. И вот в течение нескольких дней, руководствуясь «наставлением по физической подготовке», молодой начальник физической подготовки части, ежеминутно заглядывая в учебник, учил нас, как, обороняясь от ножа, загибать противнику руку за спину. Мы усердно потели в спортзале и довели выполнение приема до автоматизма. Стало даже интересно. Однако оказалось, что наши труды были напрасными. Проверили все: огневую тактику, политическую подготовку, техническую подготовку и другие дисциплины. По физической подготовке все бежали кросс и сдавали гимнастику. Рукопашный бой так и не был востребован. А жаль. Ведь каждый из нас, офицеров, понимал, случись серьезно воевать,— столкновение лицом к лицу с противником неизбежно. В такой ситуации личное оружие может оказаться бесполезным. В конце концов патроны тоже когда-то кончаются. Мало того. Я лично осознавал, что обязан учить рукопашному бою подчиненных. А чему учить, если сам не в курсе дела?.. Много перевидал я мастеров единоборств и рукопашного боя. Целенаправленно занимался несколькими стилями, но смысл настоящего искусства познал, когда жизнь свела меня с интереснейшим человеком, ставшим моим учителем и духовным наставником, мастером Шоу Дао А.Н.Медведевым. Это знакомство круто изменило мою судьбу. Уже при первой встрече я осознал, что значит присутствие и слово Учителя. Как любая, казалось бы, незначительная фраза, жест, даже взгляд расширяют границы сознания, помогают понять то, о чем думал дни, месяцы, годы. Я почувствовал, как собирается в комок воля, концентрируя усилие в одно-единственное движение, как ярко вспыхивает радость от похвалы Учителя и служит вдохновением в упорных, изнурительных тренировках. Еще во времена застоя, когда в зародыше душились все смелые идеи, мы с Учителем мечтали о создании в нашей стране профессиональной армии и работали над Универсальной системой боя, с элементами которой вы познакомитесь, прочитав эту книгу. С.А.Богачев полковник, кандидат философских наук |