ТЕНЬ НИНДЗЯ
ВСТУПЛЕНИЕ
...Говорят, что они могут становиться невидимками, что
они ходят по потолку, как мухи, а по морю аки по суху,
говорят, что они умеют летать и дышать под водой, что они могут
обернуться любым зверем или птицей, что над ними не
властны цепи и веревки, что они могут обмануть болезни и смерть,
говорят, что им покровительствуют злые духи, что они
волшебники и маги. Они - ниндзя.
Жизнь и деятельность этих людей во все века была
окружена плотной мистической завесой. Их уважали и боялись.
Обыватель всегда боится того, что непонятно его
ограниченному уму. Ниндзя же эта боязнь давала огромное
психологическое превосходство, ибо уверенность противника в твоих
сверхъестественных способностях полностью парализует его
волю. Легенд из жизни ниндзя существует множество.
Правдива в них лишь основа. Все же волшебные подробности
рождены суеверными умами, плохо представляющими себе, на что
способен тренированный, хитрый, умный, но, тем не менее,
обычный человек. Надо заметить, что и сами ниндзя
приложили немало сил к тому, чтобы легенды об их невероятных
качествах получили как можно более широкое
распространение.
Кто в феодальной Японии не слышал о мастерах
маскировки, которые изменяли облик настолько быстро, что когда
кто-то из них двигался в толпе, то запоминался разным людям
в разных обличьях, или о мастерах прыжков, которые
прыгали так высоко и далеко, что казались летящими по воздуху,
или о мастерах закапываться в землю, за которыми не могли
угнаться кроты?..
Легендарный Сарутоби прославился выдающимся, почти
обезьяньим,, акробатическим мастерством (собственно, его
имя и означает "обезьяний прыжок") и волшебством
рукопашного боя. Он так упорно и усердно тренировался в беге,
прыжках и лазаньи, что вскоре мог совершать то, что по
плечу далеко не всякому ниндзя, не говоря уже о людях обычных.
Говорят, он даже жил на деревьях, качаясь и вися на них, как
это делают мартышки.
В результате Сарутоби стал столь проворным и
неуловимым, что мало кто мог надеяться победить его в рукопашном
бою. Для этого потребовалась бы хорошо подготовленная
группа , а отнюдь не один человек, даже очень сильный и лов-
кий.Сарутоби мог увернуться от вражеского клинка,
подпрыгнув выше него или наклонившись ниже, чем приводил
своих врагов в сильнейшее замешательство.
И еще одно качество Сарутоби подчеркивается в легендах
о нем. Речь идет о верности ниндзя, о преданности его своему
учителю. Этот героический мотив звучит и в последней
легенде о Сарутоби, в которой рассказывается о его гибели.
Учитель Сарутоби послал его шпионить за сегуном, жившим в
огромном дворце. Дело в том, что в стране уже давно
назревал мятеж против этого сегуна, а во главе мятежа и стоял
учитель одного из прославленных ниндзя. Сегун же, прослышав о
заговоре, собирал свои военные силы, о чем, собственно,
Сарутоби и должен был добыть информацию. Он успешно
проник во дворец и разузнал военные планы противника, но
когда он выбирался оттуда, часовые заметили его и попытались
схватить. Сарутоби не раз бывал в переделках подобного
рода и воспользовался сейчас всем своим опытом. Он уверенно
уходил от преследователей, постоянно ускользая от них в
самый последний момент, и в конце концов запрыгнул на
высокую стену, окружавшую резиденцию сегуна, используя
небольшой переносной трамплин, спрятанный у стены заранее.
Сарутоби неслышно побежал вдоль стены, спрыгнул с нее в
самом подходящем, по его мнению, месте, и угодил в
медвежий капкан. Когда воины сегуна стали приближаться, он
отрезал себе ногу и попытался убежать от преследователей,
прыгая на другой. Когда же тяжелое ранение, потеря крови и
усталость дали себя знать, ниндзя выполнил свой последний
долг - обезобразил свое лицо до неузнаваемости и,
выкрикивая проклятия противнику, заколол себя собственным мечом.
Эта красивая легенда - лишь одна из бесчисленного
множества историй о лазутчиках-ниндзя.
Кто же они такие?
Тридцать четвертый, ныне живущий патриарх школы То-
гакурэ, Хацуми Масааки, родился в 1931 году. Он успешно
занимался каратэ, дзю-до и другими военно-прикладными
искусствами, пока в 1958 году не познакомился с Такамацу
Хисадзи, тридцать третьим хранителем секретов школы Тога-
курэ, который и принял Хацуми к себе учеником, а затем
сделал своим преемником.
После смерти Такамацу Хисадзи, когда Хацуми Масааки
стал тридцать четвертым патриархом, он рассекретил
искусство ниндзя и открыл платную школу Тогакурэ.
В 1982 году Хацуми Масааки предпринял гастрольную
поездку по Соединенным Штатам Америки с целью
пропаганды искусства ниндзя. Результатом этой поездки стал "бум
ниндзя" в американской массовой культуре. А с 1985 года
славу ниндзя в Америке закрепил Голливуд, занявшийся
производством боевиков с японской военно-исторической
тематикой.
Ниндзя в переводе с японского означает "лазутчик", а
ниндзютсу - "искусство шпионажа". В Японии эти лазутчики
появились приблизительно в VI веке н.э. А их последние
профессиональные объединения просуществовали до XVII века. В
позднейшие времена только время от времени проходил слух
о подвигах какого-нибудь одинокого воина-ниндзя, но
потеряло актуальность, а потому и ушло в тень само искусство -
ниндзютсу. Однако тысяча лет его существования оставила
весьма заметный след в истории японского государства,
японской культуры.
Ниндзя были людьми, чьих имен никто не знал и чьих лиц
никто не видел. Воины-наемники выполняли задачи
шпионажа (это понятно и из их названия), доставки секретных
донесений и, наконец, физического устранения нежелательных
лиц, проще говоря - убийства.
Сходство самураев и ниндзя только поверхностно:
воспитание с детства, клановость, суровые тренировки, воинская
дисциплина, подчинение строгому кодексу поведения. Они
выполняли совершенно различные миссии. Самураи, обычно
с детства воспитанные в доме своего даймена (господина),
всю жизнь служили ему, защищали его, а, следовательно, и
свою жизнь и честь, жили сообразно своему моральному
кодексу. Ниндзя же, будучи наемниками, вовсе не соотносили
свою деятельность с понятиями чести или бесчестья: они
служили тому, кто больше платил. Если для самурая потерять
лицо, унизиться перед врагом было абсолютно невозможно (в
этом случае согласно бусидо - кодексу чести - он должен был
сделать себе харакири), то для ниндзя главным было
выполнить поставленную перед ним задачу, независимо от того,
какие средства он при этом применяет - побеждает в честном
бою, крадет, лжет, убивает, унижается, выпрашивает или
покупает. Самурай гордился принадлежностью к своей касте,
самурайство давало определенные привилегии в
средневековой Японии. Ниндзя же были париями общества, они не
могли открыться никому ибо в противном случае их ждала
смерть от руки человека из их собственного клана.
Впервые нечто похожее на искусство ниндзя было описано
индийскими браминами в качестве способа поддержания
крепкого здоровья и средства самообороны путем аскетизма,
ведения суровой религиозной жизни, тренировок и познания
природы. Этот способ, включавший в себя укрепление тела,
постановку дыхания, приобретения навыков предсказания
погоды, знание медицины, ядов, растений, определенный
философско-религиозный взгляд на жизнь и смерть, сначала
вместе с буддизмом пришел из Индии в Китай, а затем - в VI
веке - в Японию. Здесь, в молодом агрессивном государстве,
это бесценное знание было воспринято, переосмыслено и
использовано в военных целях: шпионаж, убийства, доставка
донесений - вот чем стал аскетизм индусов.
Но в данном случае односторонний взгляд на эту
проблему, видимо, неприемлем. Можно возмущаться
хладнокровными убийствами, совершенными ниндзя, можно восхищаться
их почти безукоризненным искусством - это зависит от вкуса.
Но в царство Хаоса, каким была Япония долгие века, ниндзя
вносили некий элемент дисциплины. В стране без морали они
неукоснительно соблюдали внутриклановый моральный
кодекс, который, фактически, был священным. В обществе, где
разбой, грабеж, убийства случались ежедневно, а, может быть,
и ежечасно, ниндзя убивали не ради денег, не из собственной
жадности, не из жажды крови, не из личной ненависти, а
исключительно повинуясь приказу. Да, ниндзя были наемными
убийцами, машинами убийств, но они были порождением
своей эпохи и вполне соответствовали хаосу эры Синзоку.
|